postheadericon Вальдорфский детский сад

Года полтора-два назад, изучая методики раннего развития, я пришла к выводу, что ни одна из этих теорий не идеальна, но, тем не менее, многие моменты кажутся очень интересными и привлекают внимание. Больше всего меня впечатлила вальдорфская система, основоположником которой является Рудольф Штайнер, который предложил открыть для рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория» маленькую школу. Но в этой школе также занимались и дети из других слоев общества.

Вальдорфская теория ориентирована, в первую очередь, на личность ребенка и пропагандирует свободу творческих возможностей.  Последователи Штайнера против раннего интеллектуального развития, ведь сначала важно сформировать эмоциональный мир ребенка, а начинать обучение письму и чтению стоит только в период смены молочных зубок на коренные.

Школ, которые основаны на этой теории достаточно мало, но детские сады постепенно приживаются в наших странах и с каждым годом их количество растет. И меня это не удивляет, потому что я вижу в подобном воспитании множество положительных моментов.

Атмосфера в таком садике, можно сказать, сказочная. В нем все сделано из природных материалов, практически отсутствуют яркие цвета.   В спальне кружатся маленькие ангелочки и эльфы, которые дарят деткам самые сладкие сны.

В группе собраны дети разного возраста: от трех до семи лет. До трех лет более благоприятной обстановкой считается домашняя.

В детском саду малыши легко учатся навыкам самообслуживания, а также рисовать, лепить и так далее, подражая старшим. Каждому ребенку уделяют индивидуальное внимание, к детям обращаются исключительно по именам. При этом воспитатели никогда не кричат на ребят.

В саду сформирован четкий режим, который при этом не заставляет детей делать все строем.  Спокойное время сменяется на более активное.

Вальдорфские воспитатели исполняют роль мам, которые занимаются домашним хлопотами. Воспитательница может шить, убирать, готовит и т.д. Таким образом создается пример для подражания. Ребенок может присоединиться к ней, а может остаться играть с другими детьми.

Здесь практически нет обычных игрушек. Все игрушки в саду — самодельные в основном из природного материала: соломенные мобили, некрашеные деревянные игрушки, самодельные куклы, потому что они развивают творческие способности.

Часто в группе можно увидеть домик для самодельных куколок, где находится крошечная деревянная мебель и фарфоровая посудка. А также «магазин», где где находятся шишки, ракушки,  желуди, которые в процессе игры превращаются в любой желаемый товар.

В саду можно найти множество различных коряг, пеньков, одеял, платков и т. д., для того, чтобы всячески поощрять проявления детской фантазии.

После окончания времени свободной игры, звучит звон колокольчика и детки оставляют игру и начинают помогать воспитателю готовить еду и убирать. Пища обычно натуральная и готовится она прямо на глазах у детей, чтобы ребенок учился ценить труд. Едят дети за общим столом, предварительно спев благодарственную песню.

Замечено, что дети вальдорфского сада почти не смотрят телевизор, так как предпочитают подвижные ролевые игры, которым здесь уделяется большое внимание. В саду не проводятся специальные учебные занятия, но зато все дети обучаются ручному труду — вышивке, резьбе по дереву, работе на гончарном круге и т. д. На праздники они радуют своих мама и пап чудесными подарками, сделанными своими руками.

Существуют также занятия по рисованию, музыке и театральному искусству. Уроки изобразительного искусства заключаются  в том, что малышам дается всего три краски: желтая, красная и синяя,  а они, в свою очередь, должны принимать самостоятельные творческие решения, путем их смешивания. Дети никогда не рисуют и не лепят, то, что им сказали, приветствуется только свободное творчество.

Музыкальным занятием является ритмическая игра, в которой сочетаются свободные движения с каким-либо рассказом, стихами, песнями, которые сопровождаются игрой на музыкальном инструменте. Разные  инструменты свободно лежат в группе, для того, чтобы каждый желающий мог попробовать на них поиграть.

В вальдорфском саду очень часто высаживают маленький огород и иногда заводят козочку или овечку, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

На прогулке воспитатели учат детей наслаждаться красотой природы, а в хорошую погоду, по возможности, отправляются в лес.

Согласно вальдорфской теории, чем чаще говорить ребенку «нет», тем меньший вес это слово имеет для ребенка.

Существую лишь три причины запрета или отказа:

— нанесение вреда ему самому;

— действия могут причинить вред другому,

— вероятность порчи каких-либо вещей.

В остальных же случаях нужно стараться поощрять инициативу ребенка.

Вот такой волшебный детский сад. Как по мне, теория очень мудрая и имеет право на существование. Но все же я придерживаюсь мнения, что интеллектуальное развитие в раннем возрасте также необходимо нашим детям, ведь в раннем возрасте гораздо проще легко и ненавязчиво научить ребенка основам чтения,  математики и т.д.

27 комментариев к записи “Вальдорфский детский сад”

  • Замечательный пост! Я раньше и не знала, что существуют вальдорфские дет.сады. Про таких куколок — знала.
    Кстати, а в российских дет.садах, занимающихся по программе «Детство» тоже нельзя обучать ребенка до 6-7 лет письму и математике. Только, вот, не всегда этого придерживаются, т.к. в школу принимают читающих и считающих детей.
    Когда мой сын был в подготовительной группе в садике, нам так и сказали, что при проверке вышестоящих органов, мы не должны говорить о том, что наших деток учат письму, грамоте и математике, но в школу без данных навыков не принимают. Но уверена, что вышестоящие органы и без нас все знали :-) Вот так. Поэтому, действительно ли нашим деткам нужна математика в 3-4 года? Вот в чем вопрос.

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Я сама лично только приветствую раннее развитие: обучение чтению и математике с пеленок, так как малышу в этом возрасте в игровой форме легче усвоить материал. Но без фанатизма. В то же время я не стану спорить с человеком, который придерживается иной точки зрения, потому что ребенок, который не успел научиться читать и считать до 6ти лет вполне успешно может наверстать упущенное, ведь в наше время многие приходили в школу, даже не зная букв.

    [Ответить]

  • Dodo:

    В каких странах есть такие школы? У ж точно, не во Франции. Ещё в 70-е года образование было раздельное — для мальчиков и девочек. Ещё тогда детей можно было наказывать физически. В детских садах после четырёх лет дети уже не спят днём.Вообще, меня многое здесь просто возмущает. Кричащие воспитатели, занятые болтовнёй друг с другои. Детские площадки без кустика, без деревца, гда дети бегают под палящим солнцем или в дождь…Бездушные праздники, где дети плохо поют под фонограмму, а потом им вручают в конвеерном порядке подарки. Просто ужас. Бездушие и бездуховность. В школе многим ученикам только пять лет. Их тычками и окриками заставляют учиться, а им хочется играть и спать.

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Вальдорфские сады распространены в Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии, а также в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии и не только. В Украине и России тоже практикуется подобная методика воспитания.
    Насчет Франции просто поражена! Я не думала, что в такой развитой стране возможно такое безответственное и бездушное отношение к детям.

    [Ответить]

  • Снова от тебя черпаю новую, совершенно новую и интереснейшую информацию!!!

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Очень приятно быть полезной! Буду стараться пополнять свой сундучок знаний и делиться со своими любимыми читателями. :-)

    [Ответить]

  • ну как то все слишком слащаво — тебе не показалось? ну а где современные игрушки? ведь лишая их детей, отрываешь его от действительности, да чем-то похоже на…. ну да ладно, просто цепануло, что нет игрушек реальных, которыми играют дети дома

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    В этом и минус. Хотя, возможно, я бы отдала дочь в такой сад, но дома бы мы продолжали жить обычной жизнью: с современными игрушками и ранним развитием. Просто очень понравилось то, что уделяют большое внимание творческому и духовному развитию. Но в то же время согласна с тем, что если полностью придерживаться принципов этой педагогики, то есть вероятность того, что ребенку будет очень сложно адаптироваться в современном обществе.

    [Ответить]

    Larisenok Reply:

    как в секте — ну подумай сама, красивая сказка и оторванность от жизни немножечко настораживает

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Ты меня даже немного напугала… Жутковато как-то стало. Хотя, возможно, детство и должно быть похоже на сказку. Ведь детям абсолютно ничего не навязывают, просто особый подход, с которым можно не согласиться.

    [Ответить]

    Larisenok Reply:

    ну пусть будет так))) но если так все прекрасно и четкий запрет на современность…..- ну вот если бы не это, то все может быть

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Ну да, тоже верно, выйдет ребенок на площадку с самодельной куклой и шишками, так его и засмеять могут.

    [Ответить]

  • Я даже и не предполагала, что подобные детские сады существуют. Повезло тем детям, которые их посещают. сколько же полезного и интересного они смогут почерпнуть в этом дошкольном учреждении.

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Вообще, довольно уникальный подход к деткам. Читала, что они с большим удовольствием посещают подобный сад.

    [Ответить]

    Светлана Reply:

    Ну еще бы в такой сад без удовольствия ходить :D

    [Ответить]

  • На мой взгляд, замечательная методика воспитания детишек.
    Ребенок здесь вырастает, обучаясь ценить природу и труд других людей.
    В России, вроде бы, есть школы, подобные этому детсаду.

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Да, в России также практикуют Вальдорфскую педагогику.

    [Ответить]

  • Идеи Вальдорфской педагогики считаю приемлемой по таким причинам, как, в первую очередь, подражательность. Ведь дети наши очень «замечательные» — от слова «замечать». Они все видят, все схватывают на лету. И так важно, чтобы примеры эти были положительные. И если они видят, что и как делают взрослые, находящиеся рядом с ними, они будут делать так же. Детей учат в первую очередь умению работать руками. Учат помогать готовить еду, уметь убрать за собой игрушки и т.д.
    Мне могут возразить тем, что и в наших садах дети лепят из пластилина, рисуют, делают какие-то поделки, но общая атмосфера, все же в корне отличается…
    В Вальдорфских садах атмосфера СЕМЬИ, а обычных, все-таки — КОЛЛЕКТИВА. Мне так кажется.

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Именно этот теплый подход мне понравился, поэтому решила посвятить статью данной теме. Вижу, конечно же, и минусы, но, в целом, подобный метод воспитания нахожу очень добрым и положительным.

    [Ответить]

  • Оля! Спасибо огромное за Кубок признания! Очень тронута!

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Пожалуйста! Вы его достойны)

    [Ответить]

  • где же взять такой сад…в симферополе. у нас масса разнообразных частных детских садов, но вальфдорского нет

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    У нас тоже такого нет, возможно, в столице существуют такие сады. Мне самой очень интересно.

    [Ответить]

  • а мне кажется это крайность — все надо в меру сочетать , давая ребенку и возможность что-то делать своими руками, и учиться новым песням, и вместе с тем помогать в игровой форме овладевать начальным навыкам необходимым в школе)))
    также, когда ребенка не обучают, а позволяют делать то что он хочет, то будет ли у него потом в школе желание слушать учителя и обучаться или он будет настаивать на своем?… по-моему, этим деткам потом потребуется специальная школа, потому что в обычной им придется трудно…

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Существует и Вальдорфская школа, но я не уверена, что в нашем обществе — это оптимальный вариант, хотя плюсы, несомненно, тоже присутствуют. Я сама занимаюсь с ребенком с одного года, поэтому с мнение, что маленького ребенка не нужно учить начальным знаниям не поддерживаю, но в то же время понимаю, что не так страшно, если ребенок не будет знать к 6 годам буквы, у него масса времени, чтобы научиться читать, просто малыши все схватывают намного быстрее.
    Дети в саду ведь все равно основное время проводят в игре. Почему бы не выбрать в это время вариант помощи воспитателю, если ребенок также и в обычном саду свободно выбирает понравившуюся игрушку? А по поводу запретов, мудрость в этом есть, ведь дети очень часто выражают против них протест.

    [Ответить]

  • Моя старшая дочь училась в начальной школе по этой системе.Очень сожалею, о том что такие школы закрыли и не дали официально работать в системе образования, только как дополнительное.Очень нравилось — деток всех без исключения учили играть на флейте, и много другого полезного

    [Ответить]

    Ольга Reply:

    Очень интересно! Ведь я знаю все только теоретически. А какие знания получают детки в этой школе? Отличаются ли ее ученики от сверстников?

    [Ответить]

Оставить комментарий

:D :-) :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:
[+] Zaazu Emoticons

Читайте на блоге

Введите свой email:

Подпишитесь! FeedBurner

Архивы

Хотите получать новости на e-mail? Регистрируйтесь! Буду рада новым подписчикам!



↓