Хотя есть некоторые дети, более одаренные в области письма, большинство из них имеют средний уровень развития и способны связно излагать свои мысли. Но есть и те, кто испытывает большие трудности даже в этом. Эти дети могут страдать от чего-то, известного как дисграфия.
Что такое дисграфия?
Дисграфию можно описать как расстройство обучения, при котором дети испытывают трудности с письмом, а иногда и с другими навыками мелкой моторики. Дисграфия и СДВГ часто идут вместе, но она может быть и отдельным расстройством. Дисграфию также называют "специфическим расстройством обучения с нарушением письма."
Виды дисграфии у детей
Существуют различные типы дисграфии, и большинство детей страдают более чем одним типом дисграфии. Вот пять типов дисграфии:
1. Двигательная дисграфия
При этом типе дисграфии почерк часто неразборчив, поскольку ребенок не может правильно держать карандаш.
2. Дислексическая дисграфия
Дети с дисграфией и дислексией часто способны хорошо копировать, но их спонтанное письмо довольно неразборчиво, а орфография не очень хорошая.
3. Лексическая дисграфия
Этот тип довольно редко встречается у детей и проявляется, когда ребенок может произносить слова по буквам, но он больше полагается на стандартные схемы перехода от звука к букве.
4. Пространственная дисграфия
Если ребенок не понимает концепцию пространства и испытывает трудности с письмом по линиям и интервалами между словами, то говорят, что у него пространственная дисграфия. Их спонтанные письменные работы и скопированные работы неразборчивы, но их правописание обычно нормальное.
5. Фонологическая дислексия
Фонологическая дисграфия — это неспособность произносить незнакомые слова и фонетически неправильные слова. Дети с этим типом дисграфии не способны запоминать фонемы и правильно использовать их в письменной речи.
Причины детской дисграфии
Важно понять, что вызывает дисграфию у детей, чтобы можно было работать с ними и помочь им. Вот некоторые причины детской дисграфии:
- Неразвитая мелкая моторика
- Неспособность правильно визуально воспринимать буквы и слова
- Поражение мозга
- Множественные мысленные образы
- Неадекватное обучение
Признаки дисграфии у детей
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть дисграфия, обратите внимание на следующие признаки. Вот наиболее важные симптомы дисграфии:
- Неспособность излагать свои мысли на бумаге
- Неаккуратный или неразборчивый почерк
- Неловкий и крепкий захват карандаша и неловкое положение тела
- Проблемы с интервалом между словами и формированием формы букв
- Неспособность уделять должное внимание
- испытывает трудности при попытке выстроить слова слева направо
- Имеет трудности с соблюдением полей
- испытывает проблемы с другими навыками мелкой моторики, такими как умение держать вилку, завязывать шнурки или застегивать пуговицы
- Неспособность правильно писать, иногда смешивает прописные и строчные буквы
- Не может правильно держать карандаш или правильно пользоваться ножницами
- Избегает письма
- Пишет неполные предложения
Когда дисграфия начинает проявлять свои симптомы?
Поскольку дисграфия связана с неумением правильно писать, большинство родителей и учителей могут заметить ее признаки, когда ребенок начинает писать задания в школе. Хотя все дети начинают с непоследовательности в своих навыках письма, вскоре они привыкают к этому. Если ваш ребенок никак не может привыкнуть к письму и проявляет вышеперечисленные симптомы дольше, чем требуется для нормального обучения большинства детей, возможно, у вашего ребенка наблюдаются признаки дисграфии.
Как диагностируется дисграфия?
Если вы считаете, что у вашего ребенка наблюдаются симптомы дисграфии, обратитесь за советом к психологу или невропатологу, поскольку они обладают достаточной квалификацией для диагностики дисграфии. Врач потребует некоторую справочную информацию о семейной истории ребенка, этапах развития и некоторую академическую историю, включающую образцы письменных работ вашего ребенка. Ваш ребенок также должен пройти тест на дисграфию, который включает в себя некоторые виды деятельности, в ходе которых эксперт может оценить его мелкую моторику, интеллект и академические достижения. Формирование букв и другие виды дисграфии, связанные с моторикой, могут быть диагностированы в возрасте шести лет, но большинство специалистов ждут, пока ребенок достигнет девяти лет, прежде чем поставить правильный диагноз, так как "Тест письменной речи" может быть выполнен только детьми, которые более привычны к сложным формам письма.
Лечение дисграфии у детей
Дисграфию невозможно вылечить, поэтому лечение зависит от конкретного ребенка. Это также зависит от того, есть ли у ребенка какие-либо другие виды неспособности к обучению или какие-либо проблемы со здоровьем. Вот некоторые способы лечения дисграфии у детей:
- Не существует специальных упражнений для обучения письму при дисграфии, но есть определенные методы обучения, которые могут помочь. Поскольку многие дети с дисграфией также страдают дислексией, им может потребоваться работа над основными навыками чтения, такими как декодирование, чтобы лучше писать. Это особенно важно при оказании помощи детям с их правописанием. Для этого необходимо хорошо объяснить им структуру слогов, связь между буквами и звуками, а также связь между значениями и группами букв.
- Те, кто испытывает трудности с моторикой, необходимой для письма, могут пройти курс трудотерапии. Здесь терапевты работают над силой руки и координацией мелкой моторики, необходимой ребенку для письма. Они также помогают детям научиться правильно располагать руку и держать свое тело.
- Для того чтобы помочь детям с другими проблемами, связанными с письмом, образовательная терапия творит чудеса. Здесь они узнают, как обойти свои недостатки в письме, и смогут помочь детям в постановке разумных и достижимых целей в письме, а также научить их отслеживать свой прогресс с помощью визуальных средств. Это помогает детям справляться с письменными заданиями с минимальным разочарованием.
Что могут сделать родители, чтобы улучшить письмо ребенка и облегчить его боль?
Письмо может быть таким эмоциональным стрессом для детей с дисграфией, поэтому они стараются избегать его, насколько это возможно. Если вы найдете время, чтобы попрактиковаться с ребенком, вы можете помочь ему избавиться от ненужной боли при попытках писать. Здесь мы приводим несколько советов, которые помогут вам:
1. Сменить бумагу
Попробуйте заменить линованную бумагу на бумагу для графики, чтобы каждая буква имела свой блок или место, и научите его оставлять один пустой блок между словами.
2. Сменить инструмент
Дети с дисграфией от природы не могут легко держать ручку или карандаш, поэтому если вы дадите им что-то хрупкое для работы, это побудит их использовать легкий захват. Вы можете подарить ребенку перьевое перо и чернила, чтобы было веселее, а если этого нет, вы всегда можете предложить ему писать мелом на меловой доске или грифельной доске. Существуют даже ручки для карандашей с дисграфией, которые предназначены для того, чтобы помочь ребенку лучше держать карандаш.
3. Обучение печатанию
Печатать на машинке для детей с дисграфией гораздо легче, чем писать, поэтому обучение печатанию снимет с него стресс и позволит ему гораздо лучше выражать свои мысли в письменной форме.
4. Развивайте мышечную память
Для детей с дисграфией мелкая моторика может быть проблемой, поэтому попросите ребенка использовать три пальца, используемые для письма, чтобы провести палочкой вверх и вниз. Превратите это занятие в игру и поощряйте его за хорошо выполненную работу.
5. Мультисенсорные упражнения
Пусть ваш ребенок поиграет с песком или красками и попросит его составить слова с помощью пальцев. Тактильные ученики смогут запоминать буквы, ощущая их на ощупь.
6. Говорите и пишите
Поощряйте ребенка сначала произносить слово вслух, а затем записывать его. Это поможет ему сосредоточиться и следить за своими усилиями, поскольку задействует различные участки мозга.
7. Диктовка
Детям с хорошими навыками устной речи можно дать диктофон и предложить им сначала записать свои мысли, а затем записать их во время прослушивания. Это облегчит им работу, поскольку им не нужно будет концентрироваться на формировании предложений или грамматике, и они смогут сосредоточиться исключительно на словообразовании.
8. Упражнения на формирование букв
Распространенная проблема детей с дисграфией — начинать слова снизу вверх. Учите их последовательно формировать буквы сверху, а не снизу. Буквы не обязательно должны быть идеальными, но они должны быть последовательными.
Когда беспокоиться
Если ваш малыш старается изо всех сил, но все еще не может освоить письмо и начинает волноваться при мысли о любом виде письменной деятельности, возможно, вам стоит обратиться за обследованием и выяснить, нет ли у вашего ребенка дисграфии. Некоторым детям может понадобиться немного больше помощи, чем вы можете дать им дома. Профессионал сможет продвинуть терапию дальше, чем вы, и сможет определить точную причину проблемы.
Хотя это может быть неприятно как для ребенка, так и для родителей, важно не позволить ребенку потерять уверенность в себе. Не бойтесь просить о помощи, если ваши попытки помочь ребенку совершенствоваться дома не дают результата, потому что будущее вашего ребенка зависит от того, сможет ли он быть достаточно уверенным в своих силах. Вместе вы сможете преодолеть эту проблему.