"Гипер" означает "лучше, чем" или "выше", а "лексия" означает чтение. Таким образом, гиперлексия определяется как способность к исключительному чтению в раннем возрасте без соответствующих возрасту речевых и языковых навыков. Это неспособность к обучению, которая часто сопровождается языковым дефицитом. Хотя преждевременное чтение может показаться очень хорошим явлением, гиперлексия может быть признаком аутизма или аутистического синдрома, особенно если у ребенка задержка речевых способностей.
Что такое гиперлексия?
Наличие развитых навыков чтения у очень маленьких детей — это определение гиперлексии. Гиперлексия — это неожиданные и преждевременные навыки и способности к чтению у детей в очень раннем возрасте. Дети с гиперлексией также испытывают значительные трудности с пониманием и использованием нормального вербального языка, как и другие дети. Дети с синдромом гиперлексии могут также иметь значительные трудности с социальным взаимодействием.
Виды гиперлексии
1. Гиперлексия I
Хотя это встречается относительно редко, гиперлексия I диагностируется, когда обычные дети обладают способностью читать на очень ранней стадии. Это означает, что к моменту поступления в детский сад они будут уметь читать на уровне седьмого класса.
2. Гиперлексия II
Если дети с аутистическим спектром страдают гиперлексией, их относят к категории гиперлексии 2. Эти дети одержимы цифрами и буквами, бесконечно расставляя их вместе. Они склонны брать с собой в постель магнитные планшеты с буквами и цифрами вместо мягких животных и игрушек. Они также могут быть одержимы запоминанием дней рождения, номеров автомобилей, GPS-навигаторов или Солнечной системы. У этих детей могут проявляться и другие признаки аутизма, такие как избегание зрительного контакта, замкнутость, нежелание получать или уделять внимание, а также чувствительность к любым другим формам сенсорной перегрузки. Они также могут очень рано начать читать.
3. Гиперлексия III
Дети с гиперлексией 3 также читают очень рано и в течение короткого периода времени. У них могут проявляться аутистические симптомы, которые обычно исчезают. Другие симптомы гиперлексии третьего типа включают впечатляющую память на фильмы или музыку, а при чтении вербальный язык может быть задержан на некоторое время, в то время как понимание может быть очень замечательным. Кроме того, у них нет проблем с поддержанием зрительного контакта, привлечением и получением внимания, и они чувствуют себя социально комфортно, особенно в окружении взрослых.
Причины гиперлексии
Причины гиперлексии у детей до сих пор не известны, хотя было проведено много исследований и изысканий. Некоторые исследователи считают, что причиной гиперлексии в раннем возрасте является результат преднамеренного или навязчивого чтения. Для примера можно привести несколько анекдотов о детях:
- привязанность к определенным книгам и алфавитам и чтение их каждый день, непрерывно.
- становятся очень навязчивыми читателями в ущерб другим формам общения.
- навязчивый интерес к блокам цифр и букв.
- Чтение цифр и букв по количеству номерных знаков на парковках.
- Читают все печатные материалы, которые видят вокруг себя (например. Книги, учебники, вывески и объявления).
Признаки гиперлексии
Есть еще несколько симптомов гиперлексии, которые вы можете заметить у своих детей, и некоторые из них похожи на аутизм, например:
- Трудности с ответами на вопросы типа "что", "кто", "где", "почему" и "когда".
- Крайняя увлеченность картами, буквами, цифрами или другими визуальными схемами.
- Заучивание структуры предложений или предложений без понимания их смысла.
- Эхолалия, бессмысленное повторение слов, произносимых находящимся рядом человеком, обычно у детей, которые только учатся говорить.
- Несоциальные или неловкие социальные навыки.
- Редко начинает или продолжает разговор.
- Трудности взаимодействия с окружающими людьми, включая родителей или других близких взрослых.
- Трудности с переходом от одной ситуации к другой из-за сильной потребности в однообразии.
- Крайняя потребность в единообразии и соблюдении рутины или ритуального поведения.
- Очень необычные или специфические страхи.
- Мышление только в конкретных и очень буквальных терминах и трудности с абстрактными понятиями.
- Чувствительные сенсорные способности.
- Избирательное умение слушать, и может дойти до того, что большинству людей будет казаться, что они глухи.
- Сильная зрительная и слуховая память.
- Самостимулирующее поведение, такое как раскачивание, прыжки вверх и вниз, хлопанье в ладоши или хлопанье в ладоши.
- Нормальное развитие или рост примерно до 18-24 месяцев, а затем регресс.
Навыки чтения и общения ребенка, страдающего гиперлексией
Гиперлексия характеризуется чрезвычайной увлеченностью цифрами или буквами и развитой способностью к чтению. Дети с гиперлексией обладают навыками чтения на уровне, значительно превышающем ожидаемый в этом возрасте. Эти дети могут начать читать в очень раннем возрасте, даже с двух лет, и даже без какого-либо обучения чтению. Дети с гиперлексией обладают невероятной слуховой и зрительной памятью, они также могут запоминать все, что слышат и видят, даже не прилагая усилий. Часто у них также наблюдается эхолалия, но эта исключительная память не поможет в понимании языка или в разговорной речи. Хотя они обладают выдающимися навыками чтения, у них ограниченные трудности в общении и словарном запасе.
Дети с гиперлексией не учатся говорить так, как это делают другие дети. Большинство детей развивают языковые навыки, слушая звуки и учась произносить их, одновременно понимая значение слов. Затем дети обычно переходят к использованию полных слов и предложений. Однако дети с гиперлексией учатся говорить совсем по-другому. Они могут запоминать предложения, фразы или даже целые разговоры из книг, фильмов и телевидения.
Дети с гиперлексией редко участвуют в интерактивных беседах или сами инициируют разговор. Для того чтобы выразить то, что у них в голове, создать оригинальные выражения, ребенок должен уметь расчленять то, что он ранее запомнил, что детям с гиперлексией сделать очень трудно.
Разница между гиперлексией и аутизмом
Гиперлексия и аутизм — это не одно и то же, хотя эти заболевания имеют много схожих черт и характеров, и многим детям ставят диагноз и того, и другого вместе. Основное различие между этими двумя состояниями заключается в преждевременной способности к самостоятельному обучению чтению.
Аутизм — это расстройство развития, характеризующееся трудностями в общении и поведенческими проблемами. Иногда аутичные дети могут проявлять способности выше среднего в одном или даже нескольких определенных аспектах обучения.
Гиперлексия у детей может сопровождаться аутизмом, и гиперлексия может быть одним из первых признаков аутизма у детей, которые замечают родители. Аутизм — это клинический диагноз, и это означает, что не существует единого теста для диагностики этого состояния, который бы исключал или подтверждал его наличие у маленьких детей.
Несколько общих черт, присущих детям с аутизмом:
- Ритуалистическое поведение.
- Самостимулирующее поведение.
- Буквальное и конкретное мышление.
- Трудности в понимании абстрактных понятий.
- Нормальное развитие до 18-24 месяцев, затем следует регресс.
- Зацикленность на распорядке дня.
- Чувствительность к запахам, прикосновениям и звукам.
- Трудности при переходе от одного вида деятельности к другому.
- Необычные страхи.
- Избирательное слушание.
Однако важно отметить, что не все аутичные дети страдают гиперлексией, и не все дети с гиперлексией страдают аутизмом.
Как помочь ребенку с гиперлексией
Первым и самым важным вмешательством, которое должны получать дети с гиперлексией, является языковая и речевая терапия. Эта терапия должна рассматриваться как основа, и все остальные виды терапии должны вращаться вокруг нее. Тренинг по развитию социальных навыков также должен быть включен в языковую и речевую терапию как часть образовательной программы для детей с гиперлексией.
Детям с гиперлексией может быть трудно воспринимать информацию, полученную с помощью дополнительных органов чувств, поэтому, чтобы помочь детям с дефицитом сенсорной обработки информации, полезной будет терапия сенсорной интеграции. Ранние способности детей к чтению могут стать инструментом для общения с ними и обучения другим навыкам.
Выявление гиперлексии в отличие от аутизма у детей позволит воспитателям и родителям понять стиль обучения детей и разработать соответствующие стратегии для детей с гиперлексией. Несмотря на то, что многие предполагают, что это должно быть из-за расстройства аутистического спектра, что маленький ребенок приобретает необычайное увлечение буквами и словами и необычайную способность к чтению, наряду с другими социальными и языковыми проблемами, требуется полное обследование с дифференциальной диагностикой различных типов гиперлексии. Кроме того, такое же обследование необходимо, если ребенок заговорил поздно, а не рано.
Часто задаваемые вопросы
1. Насколько распространена гиперлексия?
Считается, что примерно 5-10% детей с аутизмом также страдают гиперлексией. Поэтому она встречается относительно редко.
2. Если ребенок имеет все признаки/черты гиперлексии, но не читает, остается ли это гиперлексией??
Простой ответ на этот вопрос — нет. Однако некоторые дети, не умеющие читать в возрасте 2 и 3 лет, могут развить зрительное чтение или декодирование в возрасте 4 или 5 лет, и это может быть диагностировано как гиперлексия.
3. Является ли гиперлексия самостоятельным диагнозом??
Нет, в настоящее время гиперлексия не является самостоятельным диагнозом. Гиперлексия часто ставится наряду с аутизмом. Не является официальным диагнозом в психологических и психиатрических диагностических руководствах. Вместо этого, это практический ярлык.
4. Проходит ли гиперлексия или исчезает?
Гиперлексия не проходит, так как это неврологическое расстройство. Если ребенок страдает гиперлексией, он или она всегда будет страдать гиперлексией. Однако интенсивное увлечение, проявлявшееся в раннем возрасте, ослабевает, и страсть к цифрам и буквам может угаснуть или даже перейти в другие интересы.
Точное и раннее выявление гиперлексии может быть полезным для ребенка. Дети с гиперлексией часто очень умны и одарены. Они проявляют чрезвычайный интерес и любопытство к обучению, а дети старшего возраста с гиперлексией часто могут быть академически одаренными и высокоречивыми. Иногда эти способности могут быть настолько очевидны, что вам придется уделять очень мало внимания языковым трудностям гиперлексии или самой природе стиля обучения гиперлексии.