Когнитивное развитие у младенцев (от 0 до 1 года)

  • Что такое когнитивное развитие?
  • Когда это начинается?
  • Вехи когнитивного развития ребенка
  • Что делать, если у вашего ребенка задержка в когнитивном развитии?
  • Мероприятия для улучшения когнитивного развития вашего ребенка

Как родители, вы можете задаваться вопросом, о чем думает и что понимает ваш ребенок, пока он не начнет говорить. Как установить, что происходит в голове у вашего ребенка и как он воспринимает мир? Здесь, в этой статье, мы расскажем все о когнитивном развитии младенцев и о различных важных этапах, через которые проходят дети.

Что такое когнитивное развитие?

Когда ребенок рождается, его основные инстинкты выживания находятся на месте, то есть он может кормиться, спать, плакать и какать. Но откуда вы знаете, что происходит в мозгу вашего ребенка?? Физические аспекты вашего ребенка очевидны, и вы можете их измерить. Это включает рост и вес вашего ребенка. Но вашему ребенку требуется время, чтобы понять язык, восприятие, память и физическую координацию, и все это способствует развитию познания вашего ребенка. Другими словами, процесс, который включает в себя обучение этим навыкам, называется когнитивным развитием.

Когда это начинается?

Определенная музыка или песня, которую вы слушали во время беременности, заставит вашего ребенка реагировать даже в утробе матери. Это означает, что мозг ребенка начинает функционировать еще до его рождения. После рождения, когда вы включаете одну и ту же песню или мелодию, ваш ребенок может реагировать на нее, но в этом возрасте у него нет способности запоминать, хотя он овладеет этой способностью в течение нескольких месяцев.

Через несколько дней вы можете проверить, помнит ли ваш ребенок то, что он выучил. Вы можете привязать игрушку с веревочкой к ноге ребенка так, чтобы, когда он пинается, игрушка двигалась вперед-назад. Однако через несколько дней ваш ребенок забудет, что его пинок двигает игрушку. Это очень распространенное явление для двухмесячного ребенка. Однако в возрасте шести месяцев у вашего ребенка развивается лучшая память, и он может помнить, что он может делать, в течение нескольких недель.

В возрасте около шести месяцев ваш ребенок может использовать действия, чтобы показать, чего он хочет, и даже может начать указывать на различные интересующие его предметы. К этому возрасту он также знает, что автомобиль издает характерный звук и как лает собака.

Однако запоминание приходит к младенцам немного позже. Итак, если вы задаетесь вопросом, не скучает ли ваш шестимесячный малыш по своей игрушке дома, когда вы гуляете с ним, это может быть не так.

Вехи когнитивного развития ребенка

Мать играет со своим ребенком

В прежние времена родители не обращали внимания на когнитивные навыки развития своих малышей, потому что считали, что дети начинают понимать гораздо позже, чем взрослые. Но это не так, и в современном поколении родители более осведомлены и понимают, что интеллектом ребенка нельзя пренебрегать. Младенцы постоянно наблюдают за окружающим миром и учатся у него. С момента рождения до одного года они усваивают и обрабатывают информацию в разной степени. Вот как происходит когнитивное развитие у детей от рождения до 12 месяцев:

1. От рождения до 3 месяцев

Младенцы могут различать узоры, цвета и согласные. Они могут распознавать выражения лица, например, улыбки, как похожие, даже если они появляются на разных лицах. Они также могут сопоставлять абстрактные свойства стимулов, такие как интенсивность, контур или временной рисунок, между сенсорными модальностями.

Младенцы в возрасте двух месяцев могут различать языки с ритмическим рисунком (родной и неродной). Кажется, что они активно ищут стимулы, как будто хотят удовлетворить врожденную потребность в осмыслении окружающего мира. Это означает интеграцию сенсорных входов в центральной нервной системе.

Кроме того, действия по уходу обеспечивают тактильные, визуальные, обонятельные и слуховые стимулы, все из которых способствуют когнитивному развитию. Младенцы привыкают к знакомым вещам и людям, меньше обращают внимание на повторяющиеся стимулы и увеличивают свое внимание на новые стимулы.

Вехи, достигнутые в этот период

Вот некоторые вехи когнитивного развития, которых может достичь ваш ребенок в возрасте от рождения до трех месяцев:

  • Ваш ребенок способен видеть предметы, находящиеся на расстоянии примерно 12-13 дюймов от его глаз.
  • Ваш ребенок может начать фокусироваться на движущихся объектах, а также на окружающих его людях.
  • Ваш ребенок способен определить разницу между громкостью и высотой звука.
  • Ваш ребенок способен различать различные вкусы, такие как горький, сладкий, соленый и кислый.
  • Ваш ребенок может демонстрировать предвосхищающее поведение, например, сосать сосок матери или бутылочку.
  • Ваш ребенок способен видеть все цвета, которые может видеть обычный человек.
  • Ваш ребенок может реагировать на различные выражения лица.

2. От 3 до 6 месяцев

К возрасту от 3 до 6 месяцев ваш ребенок достигает следующего рубежа в развитии различных когнитивных способностей, которые в основном включают в себя больше знаний и понимания восприятия.

Общий эффект этих изменений у младенцев — это качественные изменения. Когда детям исполняется четыре месяца, их называют "вылупившимися" в социальном плане, поскольку они начинают интересоваться окружающим миром. Во время кормления они перестают ориентироваться исключительно на мать и отвлекаются. Они могут буквально разворачиваться на руках у матери и предпочитают смотреть лицом наружу.

В этом возрасте дети также исследуют свое тело. Они пристально смотрят на свои руки и пальцы, произносят звуки, пускают пузыри, трогают свои щеки, уши и даже гениталии. Это этап понимания причинно-следственных связей, когда они узнают, что добровольные движения мышц вызывают предсказуемые визуальные и тактильные ощущения.

Примерно в это время также появляется ощущение себя отдельно от матери. Это можно назвать первой стадией развития личности у младенцев. Они начинают ассоциировать определенные ощущения с частыми повторениями. Ощущение, что ребенок держит руку и шевелит пальцами, всегда сопровождается видом движущихся пальцев. Ребенок последовательно связывает такие самоощущения и начинает воспроизводить их по своему желанию.

С другой стороны, "другие" ощущения возникают с меньшей регулярностью и в различных комбинациях. Ощущение, звук и запах матери иногда появляются быстро в ответ на плач, но иногда нет. Удовлетворение, которое младенцы получают от своих матерей или воспитателей, продолжает процесс формирования привязанности.

Вехи, достигнутые в этот период

Вот некоторые вехи когнитивного развития, которых может достичь ваш малыш в возрасте от 3 до 6 месяцев:

  • Ваш малыш будет реагировать и отвечать на выражение лица окружающих его людей.
  • Ваш малыш будет узнавать людей, которых он регулярно встречает, например, ваших близких друзей или помощников по дому.
  • К этому возрасту ваш ребенок может пытаться подражать действиям или выражениям лица.
  • Ваш ребенок узнает знакомые звуки, а также знакомые голоса.

3. От 6 до 9 месяцев

Примерно в этом возрасте вы обнаружите, что ваш ребенок более бдителен и осведомлен, чем раньше. Он является внимательным наблюдателем и обращает внимание на свое окружение. Нелегко определить, о чем думает и что интерпретирует ваш ребенок, и не существует инструмента для определения этого, но ваш ребенок может начать делать некоторые из следующих вещей.

Вехи, достигнутые в этот период

Ниже перечислены некоторые вехи когнитивного развития, которых может достичь ваш ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев:

  • В шесть месяцев ваш ребенок обнаружил свои руки и вскоре научится манипулировать предметами. Сначала он будет брать в рот все подряд, но со временем он начнет брать, осматривать, передавать из рук в руки, стучать, ронять, а затем брать в рот новые предметы.
  • Ваш ребенок может быть в состоянии определить относительный размер конкретного объекта и то, насколько далеко он находится от него.
  • Ваш ребенок может различать одушевленные и неодушевленные предметы.
  • Ваш ребенок может быть в состоянии сосредоточиться на сложных визуальных образах, например, сфокусироваться на чем-то в воздухе.
  • Ваш ребенок может быть способен идентифицировать картинки, изображающие различные виды и количество предметов.

4. От 9 до 12 месяцев

К этому времени ваш малыш становится физически более самостоятельным. Он может дотянуться до различных мест, потрогать и пощупать различные предметы и понять их. Помимо достижения различных физических вех, ваш ребенок стал гораздо лучше понимать окружающие его вещи.

На этом этапе главным событием для младенцев является "постоянство объектов", что означает понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их не видят.

В возрасте 4-7 месяцев младенцы ищут внизу игрушку или предмет, который уронили, но быстро сдаются, если не видят его. Младенцы постарше, напротив, настойчиво ищут, поскольку понимают постоянство объектов. Они будут находить предметы, спрятанные под корзиной, под тканью или за чьей-то спиной.

Таким образом, это подходящий возраст для игры в "подглядывание", поскольку она приносит ребенку огромное удовольствие. На этом этапе события, как кажется, происходят в результате действий самого ребенка.

Вехи, достигнутые в этот период

Поскольку ваш малыш уже готов отпраздновать свой первый день рождения, вот некоторые из распространенных навыков когнитивного развития, которыми он может овладеть к этому возрасту:

  • Ваш ребенок понимает жесты и действия окружающих его людей и даже реагирует на них таким же образом.
  • Ваш ребенок будет использовать различные звуки и жесты для общения.
  • Ваш ребенок может понимать и знать о постоянстве объекта, что означает, что объект продолжает существовать, даже если вы его не видите.
  • Ваш ребенок будет пытаться манипулировать различными предметами и даже своими игрушками. Он будет класть одну игрушку на другую и пробовать различные другие вещи.

Как родитель, вы играете важную роль в том, чтобы помочь вашему ребенку достичь различных когнитивных вех. Однако каждый ребенок индивидуален и может прогрессировать в своем собственном темпе. Поэтому не стоит паниковать и позволить малышу пройти все этапы развития с его собственной скоростью.

Что делать, если наблюдается задержка в когнитивном развитии вашего ребенка?

Иногда по определенным причинам может произойти задержка в когнитивном развитии вашего ребенка, и вот некоторые из этих причин:

  • Если ваш ребенок — доношенный или недоношенный, ему может потребоваться некоторое время, чтобы продемонстрировать когнитивное развитие.
  • Если ваш ребенок перенес серьезное заболевание, может наблюдаться задержка в достижении различных этапов развития.

Вы можете помочь своему ребенку достичь основных вех, но не можете заставить его сделать это. Вы можете попробовать некоторые упражнения для развития когнитивных способностей младенцев, чтобы помочь вашему малышу достичь различных этапов.

Мероприятия для улучшения когнитивного развития вашего ребенка

Вот некоторые занятия, которые могут помочь вам улучшить когнитивное развитие вашего ребенка:

1. Приобщайтесь к музыке в жизни

Малыши любят музыку, а что может быть лучше, чем обучение с помощью мелодии. Поиграйте в детские стишки и пойте вместе с ним. Музыка не только успокаивает и помогает расслабиться, но и является веселым способом обучения. Когда вы поете, ваш ребенок также будет пытаться подпевать вам. Это занятие способствует развитию памяти и распознаванию слов у малышей.

2. Веселье с цветами и формами

Яркие и красочные вещи привлекают внимание малышей. Можно брать игрушки геометрических форм, таких как круги, треугольники и квадраты, разных цветов и постоянно повторять цвет и форму предмета. Ваш ребенок в какой-то момент начнет запоминать эти игрушки.

3. Веселье с шумами и звуками

Помогите малышу определить и узнать о различных звуках и шумах, которые он слышит в течение дня, например, звук щебечущей птицы, шум машины, поезда и т.д.

4. Время чтения

Чтение очень полезно для детей, даже если они не могут читать самостоятельно. Малыши любят рассматривать яркие картинки и с удовольствием слушают вас. Это отличный способ изучения языка.

5. Веселье в ванной

Дайте ребенку разнообразные игрушки для купания, чтобы он мог играть с ними. Пусть ваш ребенок плавает, ныряет и меряется игрушками.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Если ваш ребенок и ребенок вашего друга одного возраста, а он делает то, что не может сделать ваш ребенок, не нужно сравнивать и паниковать без необходимости. Каждый ребенок уникален и особенен по-своему. Как родители, вы должны понимать и ценить, что. Однако если вы видите, что у вашего ребенка наблюдается задержка в развитии, вам следует обратиться к врачу, чтобы выяснить причину и принять необходимые меры.

Также Вас может заинтересовать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *