Нарушения обучаемости у детей — не редкость. Многие люди преодолели свою неспособность к обучению, чтобы стать успешными в выбранной ими области. Однако важно вмешаться на ранней стадии, чтобы дать ребенку правильные инструменты для работы с ограниченными возможностями.
Видео: Нарушения обучаемости у детей — причины и способы лечения
Что такое неспособность к обучению?
Вопреки тому, что ранее считалось фактом, неспособность к обучению не означает, что ваш ребенок обладает более низким интеллектом. На самом деле, некоторые выдающиеся люди, такие как Уинстон Черчилль и Уолт Дисней, имели проблемы с обучением.
Нарушение обучаемости влияет на способность мозга получать, анализировать и хранить новую информацию. Эти нарушения усложняют процесс обучения, так как человек не может учиться с той же легкостью, что и человек без нарушений.
Типы нарушений обучаемости у детей
Существует множество типов неспособности к обучению, которые влияют на различные аспекты мозга. Каждый из них ведет себя по-разному и затрагивает различные области обучения.
1. Расстройство слуховой обработки информации (APD)
Это расстройство связано с тем, как мозг обрабатывает или интерпретирует слуховые сигналы, поступающие к человеку. Мозг не может различать похожие, но разные звуки в словах, а также не может определить, откуда идет звук и в каком порядке. Таким людям может быть трудно блокировать фоновый шум.
2. Дискалькулия
Дискалькулия влияет на то, как мозг воспринимает числа и математические символы. У людей с этим расстройством возникают проблемы с изучением порядка цифр, счетом, а также трудности с определением времени.
3. Дисграфия
Это расстройство влияет на способность писать, и вы заметите плохой почерк с непропорциональными интервалами между словами. Дисграфия влияет на мелкую моторику человека и, скорее всего, скажется на планировании пространства на бумаге, способности думать и писать одновременно, а также на правописании.
4. Дислексия
Дислексия — это расстройство, которое влияет на навыки чтения и понимания языка. Это расстройство также известно как языковая неспособность к обучению. Это расстройство может влиять на чтение, письмо, понимание прочитанного, запоминание, правописание и даже речь.
5. Нарушение языковой обработки
Это расстройство является разновидностью расстройства слуховой обработки информации. В этом случае мозгу трудно придать значение набору звуков, поступающих в мозг в виде предложений, рассказов и даже слов. Это расстройство влияет только на понимание языка.
6. Невербальные нарушения обучения
При этом расстройстве человек обычно демонстрирует высокие способности к вербальным навыкам, но слабые моторные навыки, пространственное понимание и слабые социальные навыки. Это расстройство влияет на понимание невербальных сигналов, таких как выражение лица и язык тела.
7. Дефицит зрительной моторики
Это расстройство обычно наблюдается у людей, страдающих от невербальной неспособности к обучению или дисграфии. У ребенка возникают проблемы с пониманием смысла информации, которую он видит. Это также влияет на их способность рисовать или копировать. Некоторые другие проблемы включают в себя трудности с вырезанием, слишком сильное удерживание ручки или карандаша, а также трудности с замечанием тонких различий в формах или печатных буквах.
Признаки и симптомы нарушений обучаемости у детей
Существует множество признаков, по которым вы можете определить, есть ли у вашего ребенка трудности с обучением.
1. Дошкольный возраст
- Вы заметите, что ваш ребенок испытывает трудности с застегиванием молний, пуговиц и завязыванием шнурков
- Трудности с рифмованием слов
- Трудности с произношением
- Трудно найти правильное слово
- Проблемы с изучением форм, дней недели, алфавита и цифр
- Трудности с усвоением распорядка дня или указаний
- Проблемы с обращением с ножницами, карандашами и раскрашиванием по линиям
2. Возраст 5-9 лет
- Ваш ребенок сталкивается с трудностями при объединении звуков для составления слов
- Проблемы с определением времени и последовательности событий
- Повторяющиеся проблемы с правописанием
- Трудности с математическими понятиями
- Неспособность распознать основные слова при чтении
- Проблемы с ассоциацией букв с соответствующими звуками
- Медлительность при освоении нового навыка
3. В возрасте 10-13 лет
- Ваш ребенок будет испытывать трудности с организацией и, скорее всего, будет иметь беспорядок в спальне или на рабочем столе
- Трудности с вопросами открытого характера, особенно в тестах
- Плохой почерк
- Различные написания одного и того же слова в одном и том же документе
- Трудности с чтением вслух и нелюбовь к тестам
- Проблемы с пониманием прочитанного, а также математических понятий
- Трудности с наблюдением за дискуссией в классе и слабое участие в занятиях
Вызывает
Хотя в научном сообществе нет единого мнения о точной причине нарушений обучаемости, существуют определенные факторы, которые, как было замечено, преобладают у людей с нарушениями обучаемости. Обратите внимание, что эти теории не были доказаны в одностороннем порядке, и что в этих областях проводятся дополнительные исследования. Некоторые из распространенных теорий таковы:
Генетика
Было замечено, что неспособность к обучению проявляется в семьях. Если у кого-то в вашей семье были проблемы с обучением, то они могут быть и у других детей в семье. Встречное утверждение заключается в том, что дети могут просто учиться на примере поведения взрослых.
Развитие мозга
Вторая теория предполагает, что нарушения обучаемости могут быть связаны с проблемами в развитии мозга ребенка до рождения и после. Такие факторы, как недостаточное поступление кислорода, недоедание во время беременности и даже преждевременные роды, могут повлиять на развитие мозга. Даже травма головы может вызвать проблемы с развитием мозга, которые, в свою очередь, могут стать причиной неспособности к обучению.
Влияние окружающей среды
Младенцы и дети особенно восприимчивы к факторам окружающей среды, начиная от токсинов и заканчивая питанием. Эти факторы также могут влиять на учебные центры мозга и вызывать проблемы с обучением.
Диагностика и тесты
Большинство нарушений обучаемости диагностируется после того, как ребенок начинает учиться в школе. Педагоги будут использовать процесс RTI или процесс "Ответ на вмешательство". Этот процесс включает в себя:
- следить за прогрессом ученика, чтобы определить тип инвалидности
- Помощь ребенку на разных уровнях или ступенях
- Продвижение по ступеням обучения с помощью помощи в обучении
Ребенок также может пройти индивидуальную оценку, которая определит:
- Если у ребенка есть проблемы с обучением
- Составление плана образования на основе диагноза
- установление ориентиров в образовании ребенка
Оценка включает в себя тестирование или определение ряда факторов, в том числе:
- Полное медицинское обследование, чтобы исключить любые другие причины появления признаков и симптомов. Это может включать эмоциональные расстройства, интеллектуальные нарушения и даже проблемы со зрением
- Определение степени социального развития ребенка, а также его успеваемости в школе
- Оценка семейной истории
- Тесты для оценки академического уровня, а также физиологические тесты
Лечение
Хотя не существует лекарства от неспособности к обучению, есть много методов, которые помогут вашему ребенку справиться с неспособностью. На самом деле, многие люди, несмотря на свою инвалидность, ведут успешную и полноценную жизнь. Некоторые из методов лечения включают:
- Школы, которые специализируются на обучении детей с нарушениями обучаемости
- Программы под руководством экспертов в дополнение к школе, которые специально предназначены для детей с нарушениями обучаемости
- Специальное обучение на дому, а также терапия для того, чтобы обучение проходило в комфортной обстановке
- Некоторые нарушения обучаемости, такие как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), могут быть облегчены с помощью лекарств
- специальное оборудование для обучения, которое учитывает специфику инвалидности. Сюда входят аудиокассеты и ноутбуки специально для детей с дислексией или дисграфией
Советы по работе с ребенком с нарушениями обучения
Существует несколько способов помочь вашему ребенку справиться с его неспособностью к обучению. Вот пять советов, которые помогут вам справиться с трудностями в обучении у детей.
1. Возьмите на себя ответственность за образование вашего ребенка
Поговорите со школой вашего ребенка и убедитесь, что в ней есть педагоги, которые обучены преподаванию или приспособлению к трудностям в обучении при развитии ребенка. Это включает разработку индивидуального плана образования (IEP), который учитывает ограничения и сильные стороны вашего ребенка.
2. Определите лучший способ обучения вашего ребенка
Как только вы определите, как учится ваш ребенок, вы сможете использовать это в своих интересах. Если у вашего ребенка проблемы с усвоением материала с листа, но у него отличная слуховая память, то вы можете зачитывать текст или найти аудиоверсии книг. Таким образом, ваш ребенок использует свои силы для того, чтобы учиться.
3. Переосмыслить успех
Большинство из нас привыкло верить, что успехи в школе приведут к успеху в жизни. Однако обучение ключевым жизненным навыкам, вероятно, больше поможет вашему ребенку в реальном мире, чем получение хороших оценок по стандартным тестам. Научите своего ребенка важности упорного труда, дисциплины и самосознания. Ваш ребенок должен усвоить, что быть инициативным также подразумевает ответственность, которая принесет большую отдачу.
4. Образ жизни
Хотя это касается всех, ребенок с нарушениями обучаемости обнаружит, что когда его физическое здоровье находится на оптимальном уровне, он сможет лучше концентрироваться и сосредотачиваться. Научите их важности правильного питания, достаточной физической нагрузки и ежедневного сна в течение необходимого количества времени.
5. Забота о себе
Этот совет предназначен для вас, так как ваше физическое и эмоциональное здоровье чрезвычайно важно для вашего ребенка. Убедитесь, что вы находите время для себя, чтобы не перегореть.
Простые способы рассказать детям об инвалидности
Важно воспитывать в ребенке чувство сопереживания, независимо от того, есть у него инвалидность или нет. Вот несколько советов на эту тему.
1. Быть другим — это не плохо
Хотя большинство школьников беспокоятся о том, как вписаться в общество, важно, чтобы ваши дети поняли, что то, что делает их другими, делает их особенными. Дети с ограниченными возможностями имеют особые потребности, которые делают их уникальными и ни в коем случае не меньшими, чем другие дети.
2. Равная ценность
Просто потому, что кто-то может казаться то, что они не могут что-то сделать, не означает, что они не могут этого сделать. Делать инвалидность отличительной чертой ребенка несправедливо. Научите ребенка думать о сходстве, когда он размышляет о способностях и ценности.
3. Инвалидность не равна болезни
Очень важно подчеркнуть своему ребенку, что инвалидность — это не болезнь, которую можно подхватить или перенести.
4. Считать слова
Когда вы говорите с ребенком о нарушениях, избегайте использования таких слов, как "больной" или "неправильный", и особенно "нормальный". Кроме того, убедитесь, что ваш ребенок знает, что дразнить кого-то за его инвалидность недопустимо.
5. Задавайте вопросы
Убедите вашего ребенка, что он не должен стесняться задавать вопросы об аспектах инвалидности, если он помнит о вышеуказанных моментах. То есть, им нужно задавать вопросы из искреннего любопытства и с сочувствием.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями — это непростая задача. Однако в современных условиях инвалидность не должна мешать развитию и жизни вашего ребенка. Обязательно консультируйтесь с нужными специалистами по детским нарушениям обучаемости.