- Что такое нравственность?
- Что такое моральное развитие?
- Этапы нравственного развития детей
- Концепция морального развития Фрейда
- Концепция морального развития Скиннера
- Взгляд Пиаже на моральное развитие
- Теория морального развития Кольберга
- Роль родителей в нравственном развитии детей
Воспитание детей, которые вырастают в людей, ценящих добро и осуждающих зло, — это то, что нужно миру. Чтобы помочь вашим детям различать, что хорошо, а что плохо, вам необходимо заложить прочный фундамент нравственности в раннем возрасте. Содействие нравственному развитию детей — это ключ к воспитанию сострадательных и эмоционально здоровых людей. Читайте дальше, чтобы узнать о нравственном развитии детей.
Что такое нравственность?
Мораль — это способность проводить границу между добром и злом. Нравственность человека — это то, что определяет его поступки, мысли, отношение и поведение по отношению к другим людям. Она может быть основана на среде, в которой вырос человек, а также на его эмоциональном интеллекте и когнитивных навыках.
Что такое нравственное развитие?
Моральное развитие — это постижение и эволюция морали в человеке с младенчества до зрелого возраста и далее. Многие психологи пытались проанализировать идею морального развития детей, наблюдая за изменениями в их подходе и понимании морали.
Этапы нравственного развития детей
Существует 5 основных этапов морального развития детей.
1. Младенчество (от 0 до 2 лет)
В этом возрасте младенцы не способны к морализаторству. Их представления о правильном и неправильном проистекают из того, что кажется удобным, а что нет. Важно понимать, что в утробе матери ребенок никогда не был один, никогда не голодал и находился в постоянном контакте с матерью. Если этого не происходит во внешнем мире, младенец воспринимает это как нечто "неправильное". Кормить, держать и обнимать — это то, что кажется младенцу естественным и правильным.
2. Тоддлерство (от 2 до 3 лет)
Хотя в этом возрасте ваш малыш, возможно, еще не способен различать добро и зло, он уже усвоил понятие "другие" и начинает принимать во внимание людей, прежде чем предпринять какие-либо действия. Хотя он не может сказать, почему ему нельзя отбирать игрушки у брата или сестры или почему нельзя бить других, он научится не делать этого, потому что понимает, что будет наказан или получит выговор в той или иной форме. В этом возрасте ваш малыш будет играть по вашим правилам, чтобы избежать подкрепления.
3. Дошкольники (от 3 до 7 лет)
Это возраст становления нравственного развития. В это время ваш ребенок усваивает ценности, привитые в семье, и то, что он видит вокруг себя. Он ищет постоянного признания с вашей стороны и поэтому нуждается в том, чтобы вы направляли его и устанавливали правила. Ваш ребенок также поймет, что быть внимательным к другим очень важно, так как на людей влияют их поступки. Он устанавливает связь между действием и реакцией, что обязательно означает, что если он будет плохо себя вести, то столкнется с определенной формой подкрепления. Дети также склонны к морали, основанной на сопереживании, которая обосновывает, что если они причинят кому-то боль, то этот человек будет чувствовать себя плохо.
4. Подростки (от 7 до 11 лет)
Это возраст, когда дети начинают понимать, что взрослые, вероятно, не во всем разобрались! Хотя они все еще подчиняются авторитетам, они способны оценивать справедливость правил и определять концепцию равенства. В этом возрасте у них формируется представление о том, что следует делать, а от чего нужно воздерживаться. Они также придут к убеждению, что у детей есть свое мнение, к которому тоже нужно прислушиваться.
5. Подростки
Подростки в значительной степени подвержены влиянию давления со стороны сверстников. Однако они понимают, что их действия имеют последствия и иногда могут негативно повлиять на окружающих. Их чувство морали более абстрактно, и они считают, что оно может быть изменено в соответствии с их потребностями. Поскольку ими движет давление сверстников, они могут прибегать к морально неправильным способам, чтобы произвести впечатление на своих сверстников. В этом возрасте родители становятся для них скорее советниками и консультантами, чем авторитетными фигурами.
Было проведено несколько исследований о моральном развитии детей. Давайте посмотрим и на них.
Концепция морального развития Фрейда
Концепция морального развития Фрейда основана на его теории ид, эго и суперэго. С помощью этих теорий он предположил, что существует противоречие между потребностями отдельного человека и потребностями общества в целом.
Ид ассоциируется с той частью психики, которая занимается самосохранением и заинтересована только в собственной выгоде. Однако суперэго исходит из морального центра и больше заботится о том, что правильно для общества.
Фрейд считал, что ребенок достигнет морального развития, если он способен совершить переход от ид к суперэго, помня об интересах общества.
Концепция морального развития Скиннера
Скиннер сделал акцент на идее о том, что среда, в которой растет ребенок или которой он подвергается в первую очередь, закладывает основу его морали. Поведение и отношение родителей и воспитателей формирует моральный облик ребенка.
Взгляд Пиаже на нравственное развитие
Пиаже проводил параллели между интеллектуальным развитием ребенка и его нравственным развитием. Он также сказал, что мораль ребенка лучше всего развивается в процессе взаимодействия с группами и принятия решений. В раннем возрасте поведение ребенка определяется тем, как на него повлияет то или иное действие. В этом возрасте правила очень важны и считаются тем, что нельзя изменить, и детей волнует только результат действия. По мере интеллектуального развития ребенок начинает осознавать необходимость изучения мотивов поступка, а не только его последствий. В этом возрасте ребенок также начинает анализировать справедливость правил и допускает переговоры, чтобы обеспечить справедливость для всех сторон.
Теория морального развития Кольберга
Колберг был солидарен с Пиаже в убеждении, что когнитивное и интеллектуальное развитие необходимо для прохождения стадий морального развития. Его шесть стадий (сгруппированных по трем уровням) морального развития были основаны на реакции группы детей на рассказ, ставящий вопросы и моральные дилеммы.
Уровень 1: Доконвенциональная мораль
Применяется к детям в возрасте до десяти лет. Здесь дети заботятся о том, чтобы избежать наказания и обеспечить удовлетворение своих потребностей. Имеет две стадии.
Стадия 1: Ориентация на послушание и наказание
Дети подчиняются родителям или взрослым, обладающим властью, только для того, чтобы избежать наказания.
Стадия 2: Обмен, индивидуализм и приспособленчество
На этом этапе дети начинают верить, что понятие правильности может быть субъективным и рассматриваться с точки зрения отдельного человека. Они также основывают свои действия на моральной взаимности и могут быть склонны к усвоению метода оценки "око за око". Они также учатся заключать сделки и принимать вознаграждение за позитивное поведение.
Уровень 2: Конвенциональная мораль
Эта стадия начинается в возрасте десяти лет и может длиться вплоть до зрелого возраста, когда некоторые взрослые. Это может оставаться неизменным на протяжении всей их жизни. Дети тяготеют к приемлемому поведению и действиям взрослых образцов для подражания.
Стадия 3: Межличностное соответствие
Дети совершают хорошие поступки, чтобы их считали хорошими людьми в определенной социальной группе.
Стадия 4: Социальная система и правопорядок
Правила соблюдаются из уважения к авторитету и для поддержания общего порядка в обществе.
Уровень 3: Постконвенциональная мораль
Только 10-15 процентов взрослых достигают этой стадии, когда их мораль основана на рассуждениях и принципах, которые они выбрали для себя сами. Большинство людей не достигают этой стадии, поскольку они перенимают моральные ценности от окружающих их людей.
Стадия 5: Общественный договор и права личности
Хотя правила создаются для блага большинства, могут быть отдельные исключения.
Стадия 6: Универсальные принципы и этика
Люди на этой стадии руководствуются своими индивидуальными принципами, которые применимы во всем мире, например, равенство и права человека. Они подчиняются правилам, которые соответствуют этим принципам, и сторонятся других.
Роль родителей в нравственном развитии детей
Вы играете активную роль в формировании основ морали у вашего ребенка и можете использовать это, чтобы помочь ему вырасти внимательным человеком. Вот несколько рекомендаций о том, как способствовать нравственному развитию детей.
1. Установите правила и используйте возможности для обучения
Важно, чтобы ваш ребенок четко различал, что можно делать, а чего следует избегать. Найдите время, чтобы объяснить ребенку, почему определенные виды поведения, такие как ложь или причинение вреда кому-либо, являются неправильными. Используйте это как возможность преподать ребенку урок нравственности.
2. Будьте хорошим примером для подражания
Дети очень впечатлительны и иногда подражают взрослым до T. Вот почему важно проявлять доброту и сострадание в общении с другими людьми и своими детьми.
3. Позитивное подкрепление
Вознаграждайте морально правильное поведение положительным подкреплением, чтобы ваш ребенок знал, что его ценят за то, что он поступает правильно.
4. Участие в жизни общества
Такие задачи, как волонтерство, могут привить ребенку сильное чувство общности и идею отдачи. Работа бок о бок с детьми, когда вы убираете парки или помогаете в домах престарелых, поможет вашему ребенку вырасти социально и эмоционально развитой личностью.
Моральное развитие детей является необходимой частью процесса их взросления и может помочь направить их в правильное русло. Важно, чтобы вы воспользовались возможностью помочь своему ребенку понять и усвоить положительные и хорошие ценности с самого детства.