Если вы были одиноким ребенком, вы, вероятно, помните, как играли в игрушки и игры сами или с родителями, пока не начали играть с друзьями. Этот переход от независимости к социальной активности является необходимым этапом развития, который должен пройти ребенок. Параллельная игра у малышей помогает им с раннего возраста вступать в социальные отношения с другими людьми и правильно взаимодействовать с ними.
Видео: Параллельная игра — чем она полезна для детей
Что такое параллельная игра?
Параллельная игра — это время, когда ваш ребенок выходит из самого себя и начинает готовиться к взаимодействию с другими детьми или людьми, с которыми можно поиграть. Будь то переход от игры с игрушками в одиночестве к игре с другим и совместной игре, или просто выбор пойти поиграть с группой детей в саду. В первые годы ребенок играет понарошку. По мере его роста параллельные игры занимают важное место в его жизни. Параллельная игра — важный этап развития, когда ребенок впервые выходит за пределы своей зоны комфорта и делает попытку привлечь другого человека в свою игровую среду и попытаться установить отношения.
В каком возрасте ребенок должен начинать играть с друзьями?
Когда речь идет о параллельной игре, возраст не является обобщенным фактором, поскольку каждый ребенок подходит к игре и взаимодействию с людьми в свое время, в своей собственной манере. Когда вашему ребенку будет около полутора-двух лет, он может наблюдать, как другие дети играют сами по себе, и реагировать на это. Иногда он может время от времени передавать им мяч, пытаясь вовлечь их в игру. По мере роста, примерно к 3-4 годам, вовлеченность возрастает, и он начинает понимать, что такое игра с друзьями.
Роль параллельной игры в развитии ребенка
Некоторые способы, с помощью которых параллельная игра выступает в качестве ключевого аспекта развития детей, включают следующее.
1. Развитие общения
Не все процессы роста и развития должны происходить активно. Некоторые из них могут проходить и в пассивной манере. Находясь в парке или наблюдая за группой, ваш ребенок может многому научиться, видя, как дети ведут себя друг с другом, разговаривают друг с другом и воспринимают. Если кто-то кричит, чтобы ему дали мяч, он внезапно посмотрит в его сторону и тоже попытается поискать мяч. Таким же образом многие дети перенимают слова и манеру говорить на том или ином языке.
2. Развитие моторных навыков
Когда ребенок играет один, его внимание сосредоточено только на игрушках, и все находится под контролем. По мере развития параллельной игры ваш ребенок будет понимать, как будет реагировать другой ребенок, и начнет играть соответствующим образом. Во время изучения нового вида спорта или игры этот процесс обучения находится на пике своей активности и приводит к развитию новых навыков путем наблюдения за другими людьми. Играя с кем-то в догонялки, ваш ребенок будет оценивать человека, с которым он играет, и даже попытается взять что-то новое.
3. Развитие свободы самовыражения
Различные параллельные игровые действия в итоге позволяют полностью выразить все эмоции, чувства и желания. От прыжков от радости, когда что-то получается, до получения травмы, когда ваш ребенок падает, до ссоры, если он делает что-то не так — все, начиная от поведения между людьми и заканчивая окружающими условиями, помогает вашему ребенку исследовать и выражать весь спектр эмоций. Это помогает родителям понять естественное поведение своего ребенка.
4. Развитие чувства личных границ
Ваш ребенок не будет взаимодействовать с другими так же, как с вами. Войдя в незнакомую зону, он начнет понимать, что ему можно делать, а что нельзя. Если вытягивание вас за волосы может быть для него забавой, то сделать то же самое с кем-то на земле — нет. Справиться с тем, кто силой отбирает у него мяч, чтобы поиграть с ним, и впасть в истерику — это все, что поможет вашему ребенку понять, что он должен делать, а что нет.
5. Развитие эмоций товарищества и доброты
Большинство детей вырастают очень собственниками того, что у них есть. Им требуется некоторое время, чтобы понять, что вещи не являются дефицитом, и то, что они имеют с кем-то, может принести обоим много счастья. Это время, когда вы можете заметить, является ли ваш ребенок общительным ребенком, который легко заводит друзей, или он в основном замкнут и не торопится оценивать людей и решать, к кому подойти. Делиться своими игрушками — самый большой признак, который свидетельствует об этом.
Как поощрять параллельные игры между детьми?
Чтобы поощрить параллельную игру у детей, попробуйте следующие способы. Но не стоит подталкивать ребенка к тому, к чему он не готов. Пусть он не торопится взаимодействовать с другими, в конце концов, он это сделает.
- Начинайте постепенно, позволяя детям играть рядом друг с другом, а не друг с другом. Пусть каждый приносит свои игрушки и играет с ними. Это, в самом прямом смысле слова, параллельная игра, которая позволяет вашему ребенку постепенно выходить из своей зоны и возвращаться в нее.
- Следите за тем, чтобы у детей было достаточно игрушек. Если у вашего ребенка есть машинка, а у другого — целый набор игрушек, ваш ребенок обязательно почувствует себя обделенным и захочет принять участие в игре с игрушками другого ребенка. Попробуйте организовать более простые занятия, такие как раскрашивание книжек и лепка из глины, где шансы сравнить количество или качество игры минимальны.
- Опять же, детям не обязательно активно играть. Даже простое действие — совместный просмотр любимого мультфильма — поможет вашему ребенку сблизиться с другим ребенком. Совместные танцы под любимую песню или просмотр игры — все это может работать одинаково.
- Временами между детьми могут возникать споры или драки. Это нормально. Если ссора не произошла, ваш ребенок может не захотеть находиться рядом с кем-то другим и уйдет в свою комнату или в другую. Для успешного проведения параллельной игры необходимо, чтобы дети находились вместе в одной комнате, даже если они не взаимодействуют друг с другом. Рано или поздно они начнут взаимодействовать и сломают лед.
- Если дети начали играть вместе, научите их обмениваться игрушками и посмотрите, как они это делают. Другой вариант — с интересом относиться к обеим игрушкам и попытаться свести их вместе. Например, если у одного есть игрушка-монстр, а у другого — утка, можно спросить: "Что будет, если монстр начнет гоняться за уткой??" Вы можете продолжить это, издавая звуки монстра и утки, и посмотреть, как дети на это реагируют.
- Следите за тем, чтобы параллельные игры проходили в домашней обстановке, где не слишком много детей и людей. Это может усугубить стрессовую ситуацию и не заставить их взаимодействовать друг с другом. В то же время, ограничьте продолжительность игры. Ваш ребенок может быть изначально не полностью заинтересован в этом. Поэтому меньшая продолжительность игры может избавить его от стресса и сделать его более подготовленным к участию в ней на следующий день.
Взаимодействие с другими детьми — это то, чему дети начинают учиться и что они делают постепенно. Для детей-аутистов или детей с особыми потребностями это может стать еще более сложной задачей. Родительская поддержка и участие в команде на протяжении всего занятия может помочь им исследовать новые границы без опасений, поскольку они знают, что вы всегда прикроете их. Не заставляйте их заниматься. Используйте различные примеры параллельных игр, чтобы обеспечить комфорт для обоих детей, и вскоре у вашего ребенка появится его самый первый друг.