Рабочая память — это способность человека удерживать информацию в голове во время выполнения сложной задачи. Чем больше у человека рабочей памяти, тем быстрее он может обрабатывать информацию и решать сложные задачи. У детей объем рабочей памяти гораздо меньше, чем у взрослых, и по мере роста у некоторых из них возникают особые проблемы с ней. Как определить, что у вашего ребенка проблемы с рабочей памятью, и чем это грозит?? Продолжайте читать, чтобы узнать все, что вам нужно знать.
Что такое рабочая память?
Рабочая память — это способность нашего мозга хранить информацию в течение короткого промежутка времени, чтобы затем использовать ее для выполнения какой-либо деятельности. Это временное хранилище, похожее на оперативную память компьютера, необходимо для нашего повседневного функционирования при выполнении таких задач, как ведение разговора, выполнение инструкций, чтение и понимание, слушание и т.д. Некоторые из более конкретных примеров использования рабочей памяти включают выполнение арифметических действий в уме, например, сложение двух чисел, запоминание списка продуктов или вспоминание людей или рассадки после беглого взгляда на столы на званом обеде.
Рабочая память — это рабочее пространство, где мы можем обрабатывать цифры и манипулировать информацией для выполнения сложных задач. Именно поэтому люди с более высокой рабочей памятью кажутся умнее, а дети, как правило, хорошо успевают в классе. Большой объем памяти позволяет им жонглировать кусками данных и быстрее обрабатывать их для выполнения поставленной задачи. Также замечено, что дети, у которых рабочая память выше среднего, демонстрируют более высокие достижения в таких областях, как математика и язык. Благодаря этому, такие люди также превосходят других в языковых навыках, поскольку они способны лучше отслеживать информацию или идеи, представленные в сложных предложениях или абзацах.
Почему рабочая память важна для детей?
Рабочая память необходима детям для того, чтобы интегрировать новую информацию, которую они изучают, с уже имеющимися знаниями в долгосрочной памяти. Когда они слышат или видят новую информацию, их рабочая память включается, чтобы сохранить информацию в активном состоянии, чтобы ее можно было организовать и использовать для решения проблемы или выполнения поставленной задачи. Наличие хорошей рабочей памяти облегчает им формирование знаний и навыков с меньшими усилиями и сводит к минимуму необходимость думать и уделять внимание одной и той же задаче на каждом этапе.
Хотя повседневные задачи являются одной из составляющих важности рабочей памяти, она также имеет решающее значение для академической успеваемости, особенно в математике и языке. Детям нужна хорошая рабочая память, чтобы выполнять основные арифметические вычисления в уме или запоминать числа на промежуточных этапах. Когда речь идет о языке, он играет важную роль в чтении и понимании. Маленьким детям приходится решать довольно много задач в уме, когда от них ожидают, что они прочитают и поймут предложение. Они должны уметь распознавать слова, запоминать их последовательность и связывать их вместе, чтобы извлечь смысл. Они также должны уметь распознавать связь между словами, например, "Собака укусила человека" отличается от "Человек укусил собаку".
Рабочая память помогает детям запоминать значение готовых слов, пока они расшифровывают остальные. Поэтому в процессе обучения чтению дети часто испытывают трудности с восприятием длинных предложений. ребенок продолжает читать остальные предложения, хотя может забыть то, что прочитал в начале. Трудности в декодировании наблюдаются и у взрослых, которым приходится понимать длинные предложения, содержащие высокотехническую информацию, представленную в виде специализированных слов. С другой стороны, обладая большим словарным запасом и пользуясь короткими предложениями, легче понять, о чем идет речь.
Наконец, способность запоминать предложения — это лишь один из аспектов понимания и беглости речи. Дети должны быть в состоянии вспомнить, что было сказано в начале абзаца, и связать каждый кусочек представленной информации к тому времени, когда они дойдут до конца абзаца. Дети с низкой рабочей памятью будут испытывать трудности с пониманием, поскольку они не могут хранить в голове достаточно информации, чтобы понять, что они только что прочитали.
Для каких задач используется рабочая память
Рабочая память используется для выполнения ряда важных задач, таких как:
- Общение с людьми и правильная реакция на вопрос.
- Выполнение инструкций, представленных в последовательном формате.
- Чтение новых слов и понимание значения новых слов.
- Перефразирование устной информации от одного человека к другому или повторение информации, услышанной или прочитанной в письменной или устной форме.
- Ответы на вопросы в классе или запоминание того, как или что ответить, когда наступает ваша очередь говорить в классе или группе.
- Организация повседневной деятельности, такой как вставание, подготовка к школе и сбор вещей в школу в соответствии с расписанием на день.
- Чтение книг, длинных предложений или любых письменных инструкций.
- Решение математических задач в голове, таких как сложение или вычитание.
Как определить, что у ребенка проблемы с рабочей памятью
Хотя причины, вызывающие проблемы с рабочей памятью, разнообразны, существует ряд характерных признаков, на которые родители могут обратить внимание. Они следующие:
- Ребенок испытывает трудности с элементарной организацией или следованием/выполнением поставленной задачи, в которой есть последовательные шаги. Они часто сбиваются с пути или останавливаются, потому что не знают, что делать дальше.
- Когда им предлагают сложные задания, они часто не понимают деталей или полностью забывают о деталях инструкций. Они не могут следить за собой.
- Дети часто делают ошибки при счете или письме в классе.
- Они не могут исправить свою работу в классе.
- Если их не интересует занятие, они легко отвлекаются или занимаются другими делами.
- Дети с трудом дожидаются своей очереди и забывают, что нужно сказать или сделать, когда к ним обращаются.
- Их организационные навыки очень слабы. Они не могут носить свои книги или наборы для занятий в соответствии с расписанием на день. Они часто теряют свои вещи и забывают шаги, когда им предлагают последовательные действия.
- Их академическая успеваемость с самого начала неизменно низкая, а языковые навыки ниже среднего или средние.
- Им трудно читать, и они с трудом следят за своим местом в середине предложений и абзацев. Они не могут уловить контекстуальные подсказки, чтобы предсказать последующие слова, когда они читают. Они также с трудом воспринимают звуки слов и разбивают их на части для чтения или не могут смешивать звуки слов, когда их этому учат.
- Их математические навыки слабы, им трудно решать простые арифметические задачи в уме.
- Им трудно решать сложные задачи.
- Их прогресс очень медленный, несмотря на то, что они прилагают много усилий для обучения. Дело не в том, что они не уделяют этому больше времени, а в том, что они не могут удерживать информацию для эффективного обучения.
- Они часто не могут выполнять свою работу самостоятельно и полагаются на помощь соседа или друга, чтобы справиться с заданием или не отстать от него.
Развивается ли рабочая память по мере взросления ребенка?
Да, рабочая память у большинства детей начинает улучшаться примерно в возрасте 6 лет, поскольку их мозг продолжает развиваться. Рабочая память в значительной степени зависит от области мозга, называемой лобными долями, которые продолжают развиваться по мере взросления детей. Тесты на рабочую память, проводимые среди людей разного возраста, показывают, что наблюдается устойчивое улучшение, и взрослые работают в два раза лучше, чем дети. Например, в тесте на рабочую память, который проверяет способность запоминать объекты, кратко представленные в визуальном массиве, взрослые могут вспомнить 3-4 объекта, в то время как дети в возрасте около пяти лет могут вспомнить лишь в два раза меньше.
Как улучшить рабочую память у детей
Вот методы повышения рабочей памяти у детей:
Как улучшить рабочую память дома
Вот несколько методов и занятий для улучшения рабочей памяти, когда ваш ребенок находится дома:
- Выделите ребенку место, куда он будет складывать важные вещи, чтобы он их не забывал. Начните с таких вещей, как ключи от дома, спортивный инвентарь, бумажник и другие предметы, которые легко потерять. Для закрепления этой привычки установите систему поощрений и наказаний. Как только они вернутся из школы, их первой задачей должно стать сохранение вещей на своих местах.
- Используйте контрольный список-напоминание для школы, чтобы они знали, что нужно взять с собой на следующий день. Контрольный список должен быть подготовлен накануне вечером, следите за тем, как они просматривают свой список и добавляют вещи в рюкзак. Когда это возможно, попросите их мысленно вспомнить список и пересказать его вам, а также попытаться организовать все без него.
- Подавайте пример. Составляйте и используйте список "дел" ежедневно, чтобы они могли наблюдать за вами и формировать привычку из своего детства. Прежде чем они смогут закрепить все в своей короткой памяти и повторять ошибки, они могут использовать списки дел, чтобы сделать все правильно и повысить свою уверенность в себе.
- Обсудите с детьми, как вы могли бы вместе улучшить их рабочую память. Используйте все возможные средства — от письма на ладони до записок на палочке, карманных дневников, напоминаний на смартфоне и даже просите друзей с хорошей памятью подсказывать им.
- Обратитесь к логопеду, чтобы оценить их язык и исключить другие возможности заболеваний, связанных с речью и языком. Затем вы можете приступить к изучению их рабочей памяти.
- Структурируйте их окружение таким образом, чтобы снизить нагрузку на их рабочую память. Разбивайте большие задачи на более мелкие управляемые фрагменты и предлагайте информацию в упрощенном виде. Вы также можете замедлить темп деятельности и научить их стратегиям, чтобы справиться с недостатками рабочей памяти.
- Регулярно давайте им задания, которые укрепляют рабочую память, не напрягая их слишком сильно. Хотя в научном плане в этом подходе еще многое предстоит выяснить, у детей, которые обучаются по этой методике, наблюдается определенный прогресс.
Как улучшить рабочую память в школе
Вот некоторые методы и упражнения для развития рабочей памяти у детей, которые помогут им в школе:
- Сделайте инструкции хорошо видимыми для детей, чтобы они часто напоминали о них. Например, каждый день письменно записывайте домашние задания на доске в определенном месте. Даже если дети забыли, что было сказано, их можно научить смотреть на участок доски.
- Попросите детей повторить инструкции, которые вы только что дали, чтобы убедиться, что они услышали/поняли сказанное. Поощряйте их записывать важные заметки, объявления или домашние задания в специальный блокнот.
- Повторяйте новые действия более двух раз, чтобы убедиться, что дети усвоили все шаги и процессы. Это связано с тем, что детям с плохой рабочей памятью требуется больше повторений, чтобы усвоить одно и то же, чем другим. Даже если они пропустят в первый раз, они смогут восполнить пробелы при последующем повторении.
- Устанавливайте зрительный контакт с ребенком, когда передаете ему задание или даете конкретные указания. Говорите медленно, давайте информацию небольшими фрагментами, которые они могут усвоить, и просите их повторить ее в конце, чтобы укрепить их вербальную рабочую память.
- Сделайте занятия интерактивными и привлекайте детей со слабой рабочей памятью к участию в важном деле. Например, на уроке математики вы можете предложить им выступить добровольцами и рассказать весь материал, который они выучили за день. Такое повторение сформирует прочные точки опоры для ума.
- Используйте нетрадиционные стратегии обучения, представляя информацию не так, как на обычной лекции. Можно включить в урок игру или физическую активность, чтобы они прочно закрепились в памяти.
- Для детей, которые волнуются из-за плохой рабочей памяти, можно сделать атмосферу более расслабляющей и попросить их дышать медленно и спокойно, прежде чем попросить их повторить что-то.
- Ограничьте отвлекающие факторы и посторонние шумы в классе и побуждайте их визуализировать услышанное, чтобы лучше усвоить и запомнить материал.
Что делать, если проблемы с рабочей памятью не лечатся?
Если плохую рабочую память у ребенка не лечить, это может привести к трудностям в других областях, например, в развитии речи:
- Развитие навыков устной речи и грамотности, таких как чтение и письмо.
- Плохая успеваемость по математике и базовым расчетам в реальной жизни.
- Получение более высоких оценок в школе или посещение колледжа.
- Не отстают от своих сверстников в школе. Они теряют уверенность в себе и становятся изолированными, когда не могут развиваться с той же скоростью.
- Способность полностью реализовать свой академический потенциал в школе или колледже.
Рабочая память развивается у всех детей по мере взросления. Дети, у которых рабочая память снижена в раннем возрасте, не обязательно имеют проблемы. Однако когда вы начинаете замечать многие, если не все, признаки проблем с рабочей памятью, вам необходимо обратиться к логопеду или психологу.