Дети всех возрастов любят играть. С точки зрения психологии, игра играет центральную роль в развитии основных когнитивных, эмоциональных и социальных навыков у всех детей. По мере взросления ребенка его игры можно разделить на четыре различных типа: одиночные игры, параллельные игры, ассоциативные игры и, наконец, совместные игры. Возникая как завершающий способ игры, совместная игра является важным социальным навыком, который помогает детям формировать значимые связи, узы и придерживаться правил коллективной деятельности. Продолжайте читать, чтобы узнать все, что вам нужно знать об этом, и как вы можете помочь своему ребенку лучше освоить совместную игру.
Что подразумевается под совместной, кооперативной или социальной игрой?
Младенцы в раннем возрасте начинают с одиночной игры, когда они играют в одиночку, не осознавая присутствия других людей в игре. В возрасте от 2 до 3 лет малыши начинают играть рядом с другими детьми, не влияя друг на друга, в так называемой параллельной игре. Далее возникает ассоциативная игра, в которой дети вступают в социальное взаимодействие и занимаются общим делом, обмениваясь игрушками и словесной болтовней. Примерно в возрасте 5 лет у детей появляется совместная игра, в которой они принимают на себя взаимные роли и играют в игры с общими целями и общим повествованием.
Как наиболее сложный вид игр, в которые играют дети, совместная игра важна для обучения их социальным правилам, таким как обмен, сотрудничество, чередование и разрешение разногласий. Они также участвуют в установлении правил, берут на себя роль лидера и договариваются об ответственности, что в конечном итоге способствует формированию значимых дружеских отношений. Хотя менее зрелые формы игры присутствуют у детей по мере их взросления, совместная игра является наиболее доминирующей. Примером сложной совместной игры является фантазийная игра "Полицейские и грабители".
Почему совместные игры важны?
Психологи считают совместную игру важной вехой в развитии ребенка. Вот некоторые преимущества совместных игр:
- Совместные игры важны для снижения агрессии у детей. Чем больше они участвуют в таких играх, тем больше социальных навыков вежливости они приобретают.
- Известно, что совместные игры способствуют развитию таких просоциальных навыков, как умение делиться, сочувствие и доброта, которые являются важнейшими жизненными навыками.
- Как видно, совместные игры в дошкольном образовании имеют ряд преимуществ, включая снижение уровня дисциплины и управления классом, интеллектуальное развитие и более глубокое усвоение содержания. Совместные игры приносят пользу так же, как и совместное обучение.
- Когда речь идет о ситуациях терапии социально замкнутых или аутичных детей, совместные игры оказывают положительное влияние на сеансы.
- Будучи инклюзивными по своей природе, кооперативные игры способствуют развитию у детей чувства сопричастности. Чувство принадлежности очень важно в академической среде и для психического благополучия как детей, так и взрослых.
- Кооперативные игры развивают эмпатию, в отличие от конкурентных игр, где "каждый сам за себя" и "хорошие парни заканчивают последними". Это происходит потому, что совместные игры строятся на основе взаимной заботы и внимания, а не на стремлении любой ценой превзойти другого.
- Расслабленная, дружеская обстановка совместной игры стимулирует решение проблем у детей. Вместе они могут объединять свои идеи и строить одно на другом.
- Совместные игры учат детей работать вместе для достижения общей цели и даже готовят их к совместным методам обучения и преподавания.
- Совместные игры дают детям столь необходимую передышку от излишней конкуренции, поскольку большинство школ построены по принципу соперничества. Замечено, что чрезмерная конкуренция вызывает беспокойство и подрывает психическое здоровье.
- Совместные игры важны для формирования групповой идентичности и укрепления сплоченности группы.
- Всеохватность кооперативных игр гарантирует, что каждый получит свою часть, и никто не будет сидеть сложа руки и терять время. Она учит детей распределять ресурсы и эффективно использовать усилия и время.
- Многие совместные игры предполагают много физических движений и упражнений. Это способствует укреплению здоровья и физической формы детей.
- Вежливое отношение к другим членам группы и чередование — основа многих совместных игр. Это ценные жизненные навыки, прививаемые в правильном возрасте.
- В основе большинства профессий лежит работа в команде, и совместные игры учат детей всем необходимым для этого навыкам.
- Совместные игры предотвращают многие формы поведения, связанные с соревновательными играми, такие как смущение, подлость и срывы.
- Совместные игры необходимы для создания позитивного социального климата, который нравится всем. Это работает, потому что такие игры учат детей тому, что сотрудничество и взаимное уважение являются ценной социальной нормой.
Как родители могут поощрять ребенка к совместной игре?
Родители могут вовлекать детей в различные виды совместных игр, чтобы привить им соответствующие ценности. Вот как к этому стремиться:
1. Поощряйте совместное использование
Значение слова "доля" может показаться детям очень сложным по мере их взросления. Это может варьироваться от отказа от игрушки на мгновение до того, что ребенок никогда не увидит печенье, которое он отдал. Поэтому, чтобы сформировать идею совместного использования, необходимо играть в игры, соответствующие возрасту ребенка, чтобы это слово позитивно закрепилось в его сознании. Чем раньше вы закрепите в сознании ребенка значение слова "делиться", тем лучше он будет подготовлен к совместным играм.
2. По очереди
В основе кооперативных игр лежит чередование, и дети способны взаимодействовать друг с другом уже в 6-9 месяцев. Используйте эту возможность, чтобы поиграть в такие игры, как "погладь пирожок" и катание мяча туда-сюда, чтобы научить их ждать своей очереди. В долгосрочной перспективе это развивает контроль над импульсами, так как ваш ребенок может ждать чего-то, чего он хочет в данный момент.
3. Подчинение правилам
Подчинение правилам, установленным для общего блага, — важнейший навык, которому дети должны научиться как можно раньше. Это останавливает их от самопотакания, которое может быть вредным для социальной игры. В идеале, лучший способ научить их правилам — не позволять им все время выигрывать. Хотя это может расстраивать и даже казаться несправедливым, это хороший способ научить их тому, что в любой игре есть правила, которые необходимо соблюдать.
4. Командная работа
Командная работа является отличительной чертой совместной игры, поэтому вашего ребенка нужно научить помогать и сотрудничать с другими в процессе деятельности, особенно в совместной притворной игре. Поскольку они еще недостаточно взрослые, чтобы помогать по хозяйству, научите их работать в команде, привлекая их к сбору игрушек после игры или к расстановке простых предметов на полке.
5. Совместная деятельность
Многие основные навыки социальной игры можно сформировать с помощью совместных игр для дошкольников. На семейных собраниях устраивайте проекты рисования, например, "чистый холст", который предполагает раскрашивание холста всей группой. Собирайте дошкольников в своем районе для участия в таких мероприятиях, как посадка огорода.
Некоторые примеры социальных игр
Вот несколько примеров совместных игр, которые вы можете попробовать провести со своим ребенком в школе или в своем районе:
- Пазлы.
- Охота за сокровищами.
- Эстафеты.
- Строительство берлоги.
- Командные игры.
- Настольные игры.
Развитие детей в совместных играх — это этап, которого большинство детей могут достичь к пяти годам, если им дать правильный стимул по мере их роста. Если вы научите их поведению, способствующему совместной игре, они смогут взаимодействовать с другими детьми, формировать значимые дружеские отношения и, в конечном итоге, приобретать важные жизненные навыки.