Задержка речевого и языкового развития у детей

В первые несколько лет жизни у детей очень быстро развивается способность к общению. Темп, с которым они достигают этого, варьируется от одного ребенка к другому. Некоторые дети начинают говорить гораздо раньше, в то время как другим требуется больше времени, чем обычно. Выявление задержки в развитии речи и языка становится очень сложной задачей для родителей, поскольку от нее часто отмахиваются как от незначительного препятствия на дороге. Вот несколько важных фактов о задержке речи у детей и о том, как вы можете помочь своему ребенку преодолеть ее с помощью правильного вмешательства.

Разница между задержкой речевого и языкового развития

Термины "задержка речевого развития" и "задержка языкового развития" часто используются как взаимозаменяемые. Однако это два разных типа задержки общения, и они не обязательно означают одно и то же. Задержка речевого развития — это состояние, при котором ребенок не может говорить или произносить звуки языка, соответствующие его возрасту. С другой стороны, задержка речевого развития в основном означает задержку в развитии вербальных компонентов языка. Считается, что у ребенка задержка речевого развития, если у него отсутствуют соответствующие возрасту языковые навыки, либо в плане понимания языка, либо в плане говорения на нем.

Когда у детей развиваются речевые и языковые навыки?

Дети развивают различные аспекты общения непрерывно, по крайней мере, до шести лет. Вот простая таблица, которую вы можете использовать для отслеживания развития речи и языка вашего ребенка.

Возраст Развитие речи и языка
Рождение 1. Плач.
2-3 месяца 1. Показывает различия в плаче в зависимости от причины.

2. Говорит одно или два слова.

3. Имитирует звуки.

2. Может понимать "нет.

4. Имитирует знакомые звуки.

2. Говорит короткими предложениями.

3. Понимает цвета, части тела, большие и маленькие размеры, множественное число.

4. Идентифицирует себя как "я", слушает одну и ту же историю, повторяя ее много раз.

2. Словарный запас около 1000 слов.

3. Знает много понятий и может произнести несколько стишков.

2. Многие вопросы формулирует с помощью "что? почему? и т.д.

3. Знает многие понятия.

4. Использует прошедшее время.

2. Понимает относительные пространственные ориентации, такие как близко, далеко, рядом, далеко и т.д.

3. Может описывать предметы.

4. Может легко считать до десяти.

5. Понимание левой и правой стороны.

Источник: https://www.дети мотта.org/posts/your-child/speech-and-language-development

Причины задержки речевого или языкового развития

Существует множество причин задержки речевого и языкового развития. Одна и та же проблема иногда может вызывать как речевые, так и языковые проблемы.

  • Нарушение обучаемости: Многие дети страдают от неспособности к обучению из-за некоторых дефектов в работе их мозга, вызывающих задержку речи.
  • Расстройства аутистического спектра: Спектр расстройств, классифицируемых как аутизм, обычно сопровождается задержкой речи.
  • Нарушение слуха: Дети с нарушениями слуха чаще всего страдают от задержки развития речи и, главным образом, языка, поскольку они не имеют возможности слышать и имитировать язык.
  • Хронические ушные инфекции: Хронические ушные инфекции, остающиеся незамеченными у некоторых детей, могут проявляться в виде задержки речи и реакций из-за недостатка подражания.
  • Аномалии полости рта: Дети с аномалиями языка или нёба испытывают трудности с артикуляцией ротовой полости, чтобы произносить осмысленные звуки.
  • Проблемы с орально-двигательным аппаратом: У некоторых детей есть проблемы в тех областях мозга, которые определяют координацию устных компонентов речи. Нарушение этой координации приводит к задержке речи у детей.

Проблемы с орально-двигательным аппаратом для речи

  • Неврологические проблемы: Мышцы, имеющие решающее значение для речи, поражаются при некоторых врожденных дефектах, таких как церебральный паралич, черепно-мозговая травма и мышечная дистрофия. В таких ситуациях речь ребенка страдает и требует терапевтического вмешательства.
  • Семейная история: Присутствие близкого члена семьи с задержкой речевого развития может косвенно повлиять на развитие коммуникативных способностей ребенка.
  • Недоношенность: Некоторые недоношенные дети, которые рождаются до полного срока, страдают от задержки в развитии. Вы можете обсудить с врачом возможность выяснить скорректированный возраст ребенка, чтобы отслеживать развитие в соответствии с возрастом.
  • Отсутствие возможности: Некоторые дети медленно овладевают речью и языком из-за полного отсутствия общения на ранних этапах развития. В редких случаях, когда ребенок не получает достаточной стимуляции для общения, происходит задержка в прохождении вех.

Признаки задержки развития речи или языка у ребенка

В первые три года жизни вашего ребенка языковые навыки развиваются быстро. Если вы заметили следующие признаки задержки, поговорите об этом с врачом вашего ребенка.

Возраст Признаки задержки
12 месяцев 1. Не реагирует на общение.

2. Отсутствие воркования, лепета, имитации разговора, размахивания руками, покачивания головой или показывания пальцами.

2. Не указывает ни на одну часть тела

2. Не реагирует на простые команды

3. Не имитирует действия/слова.

4. Внезапная потеря языковых навыков или потеря словарного запаса.

2. Использует отдельные слоги по сравнению с полными словами и произносит слова без конечных согласных.

2. Нечеткое произношение.

3. Отсутствие взаимодействия с другими детьми

2. Отсутствие четкости в произношении отдельных согласных.

Как диагностируется задержка речевого развития?

При правильном подходе родители могут заметить признаки задержки речи у своих детей уже в два с половиной года. Задержка речевого развития у трехлетних детей может быть диагностирована при надлежащей консультации. При таких обстоятельствах ребенок должен быть обследован логопедом, чтобы определить степень задержки и причину, лежащую в ее основе. Затем дефектолог рекомендует ребенку соответствующую логопедическую помощь.

Может ли логопедия помочь вашему ребенку?

Лечение задержки речевого развития в виде логопедических занятий, безусловно, помогает ребенку преодолеть барьер задержки общения. Однако в некоторых случаях перед началом терапии требуется коррекция медицинских заболеваний, вызвавших задержку развития речи.

Логопедическая терапия для детей

Способы помочь вашему ребенку развить речь в домашних условиях

Дети развивают свои языковые навыки с самого рождения, и создание атмосферы, способствующей их развитию, очень важно для прохождения соответствующих этапов. Вот некоторые способы, с помощью которых вы можете помочь своему ребенку развить речь в домашних условиях.

  • Разговаривайте с ребенком постоянно, с самого рождения. Это стимулирует языковой центр в головном мозге ребенка.
  • Делает общение двусторонним. Отвечайте на каждый лепет ребенка, почти как при разговоре.
  • Разговаривайте с ребенком во время выполнения своих обычных обязанностей и объясняйте каждое свое действие, чтобы увлечь его.
  • Громко читайте из книг и указывайте на картинки, называя их.
  • Часто включайте рассказывание историй во время игр. Это помогает детям визуализировать и представлять то, что им рассказывают.
  • Поощряйте игры с другими детьми. Дети гораздо быстрее перенимают слова и поведение от сверстников.
  • Вместе читайте стишки и поощряйте ребенка к их исполнению.
  • Пойте песни своему ребенку с самого рождения. Песни стимулируют многочисленные центры в мозге и повышают интерес к языку.

Пойте детям

  • Примерно после трех лет дети начинают задавать много вопросов. Терпеливые ответы помогают им лучше понять происходящее.
  • Путешествуйте с детьми и объясняйте им увиденное — это оставляет неизгладимое впечатление в их памяти.
  • Не смейтесь над их грамматическими ошибками. Поймите, что растущие дети учатся, совершая ошибки.
  • Подробно обсуждайте то, что говорит ваш ребенок. Например, если у вашего ребенка есть любимая игрушка, больше говорите о ней, чтобы расширить его словарный запас.
  • Посещайте кукольные представления или сеансы рассказывания историй, которые разжигают воображение ребенка и открывают ему возможность выучить новые слова.
  • Не заставляйте ребенка говорить, особенно если он чувствует себя некомфортно. Это может создать негативное представление об общении.
  • Играйте в простые словесные игры, где вы можете попросить ребенка определить слово с помощью подсказок, которые вы даете. Вы можете поменять роли и поощрять ребенка давать подсказки для слов.

Задержка речевого или языкового развития — одно из самых распространенных заболеваний, встречающихся сегодня у детей. Раннее выявление и вмешательство — ключ к тому, чтобы помочь ребенку преодолеть проблему и успешно развить хорошие навыки общения.

Также Вас может заинтересовать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *